На основе презентации Шадриной А.А., учителя русского языка НОЧУ "Школа "Новое поколение" "Как научить девятиклассника делать выбор примеров-аргументов для задания С 2.2?"
Текст
(1)0н вызывающе зевал на уроках:
зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс
головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут
снова зевал.
—
(4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза
ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую, с
длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5)Она была уверена, что он зевает
от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. (7)Однажды он принёс в класс
несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над
прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и
снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду. (11)Но однажды веник зацвёл.
(12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки,
прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали
кристаллики уходящего последнего снега. (14)Все толпились у окна, стараясь
почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение,
почему оно цветёт.
—
(15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди недоверчиво относятся к
молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На
всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя
они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из
них клещами. (20)Когда багульник зацвёл, все
забыли, что Коста
молчальник. (21)Подумали, что он волшебник. (22)И Евгения Ивановна стала
присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. (23)Женечка обратила внимание, что
звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он
вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу
попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою
загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления. (27)Его видели на улице с собакой,
огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой,
боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых
ногах. (30)Однажды Евгения Ивановна не
выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После
звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих,
проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через
пять появился снова. (ЗЗ)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а
Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом
этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса —
чёрная головешка на четырёх ножках. (З6)Женечка стояла под окном и слышала
разговор Косты
и больного мальчика.
—
(37)Она тебя ждёт, — говорил больной. —
(38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.
—
(39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
—
(41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста.
— (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста
вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. (46)Евгения Ивановна шла за
мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках,
которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она
молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и
слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)
Задание: Объясните,
как Вы понимаете смысл последнего
предложения текста: «Теперь он менялся на ее
глазах, как веточка багульника».
Шаг 1
В 1 - 2 - 3
предложениях объяснить смысл фрагмента,
предложенного для
осмысления. Это и будет тезис, который нужно аргументировать в основной части
сочинения.
Вступление:
Последнее предложение текста я понимаю так: после того, как учительница «решила проникнуть в таинственную
жизнь своего ученика», он предстал перед ней в новом свете.
Шаг 2
Задайте вопрос и подберите аргументы
Почему он предстал перед ней в новом свете?
Аргументы:
1. Коста
раньше казался Евгении Ивановне ленивым учеником, «молчальником».
2. После
того, как учительница увидела
внешкольную жизнь мальчика, его заботу о брошенных собаках, о больном мальчике, она
заинтересовалась Костой.
Шаг 3
Подберите примеры
Примеры:
1. (1)
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал
рот! (5) Она была уверена, что он зевает от скуки.
2. (30)
Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь
своего ученика (27) Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28) Но через
некоторое время его встречали с другой собакой, боксером. (29) А позднее он вел
на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах (47) Ей захотелось заговорить с Костой,
расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру
в человека.
(З6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
— (37)Она тебя ждёт, — говорил больной.
— (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.
— (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
— (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
Шаг 4
Сделайте вывод
Вывод:
Итак, автор текста убеждает нас в
том, что по-настоящему узнать и понять человека не всегда можно по первому
впечатлению, которое складывается у нас о нём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий