Что же такое концентрация внимания?
Ты находишься там, где пребывают твои мысли. Позаботься, чтобы твои мысли пребывали там, где ты хочешь быть.
Раби Нахман, еврейский мудрец
Для углубленного понимания, разберемся более точно, что такое концентрация внимания? Определение этого понятия следующее:
Концентрация - это умение направлять и удерживать свое внимание и разум на любой, даже неинтересный объект.
Другими словами, это умение управлять своим вниманием. По-сути, владение концентрацией внимания и волевые качества – это синонимы. Если у вас высокая концентрация, значит, у вас развитая воля. И наоборот. Если у вас развитые волевые качества – значит, у вас высокая концентрация. Можно сказать, что концентрация внимания – это «мышцы» нашей психики, нашей силы воли!
Один из самых волевых людей в истории человечества, Наполеон Бонапарт, воплощал следующий главный принцип своей жизни:
«Если в совершении великого дела ты вдруг почувствуешь, как нестерпимая боль, смертельная усталость или животный страх сковывает твои члены, сожми в кулак последние силы и сделай еще один шаг. И тотчас же все боги устремятся к тебе на помощь!».
Интересно, что только наличие произвольной концентрации внимания принципиально отличает нас от животных. У животных есть практически все функции, которыми так гордится человек. Мышление, эмоции, даже речь – в зачаточном состоянии, но все это есть. И только одно отличает нас в выгодную сторону от братьев наших меньших – произвольная, другими словами, подчиненная воле, концентрация внимания. У животных произвольной концентрации нет, как и волевых качеств – у них работает только «непроизвольное» внимание. Для примера, где находится внимание собаки? На интересных сигналах от внешнего мира – на вкусной косточке, на собственном хозяине, на наглой кошке, на вкусном запахе, на движении новых объектов, на угрожающих звуках и так далее. Внимание собаки сосредоточено на сигналах от мира. Что будет происходить с собакой, если таковых сигналов нет? Правильно, она кладет голову на лапы и засыпает. Нет сигналов – нет жизни. У собаки нет произвольной, подчиненной собственной воле, концентрации внимания. Собаку невозможно заставить смотреть на неинтересный объект, например, на какую-нибудь секундную стрелку...
- Что я – дура? - скажет она вам. Вот дайте мне мяса кусочек понаблюдать, это другое дело!
У собаки есть только непроизвольная концентрация внимания, зависящая только от внешних сигналов окружающего мира. Собака живет в мире рефлексов по типу стимул – реакция, это лучше всех знал знаменитый физиолог академик Павлов, замучивший немало ихнего брата.
Мы, люди, тоже немного собаки. Мы тоже зависим от сигналов от внешнего мира, от звуков, движений, запахов, все это тоже дергает наше внимание. Но благодаря наличию волевых качеств, мы принципиально отличаемся от собак. Мы можем, если сами решим, что нам это нужно, направлять внимание на любой, даже неинтересный объект. Это может быть объект, связанный с работой, с учебой, даже просто на спор с самим собой, но мы способны себя заставить делать то, что не захватывает нашего внимания и не несет нам сиюминутной и очевидной выгоды.
Наше сознание может самостоятельно управлять нашим вниманием!
Правда, эта способность у нас все-таки разная, как в разной степени развиты волевые качества. У человека обычного – рассеянное внимание. Ему трудно собраться, сосредоточиться, отстраниться от желания отреагировать на отвлекающие сигналы и соблазны внешнего мира – отдохнуть, развлечься, поиграть в компьютерные игры, получить сиюминутное удовольствие – и результаты его деятельности обычные. Человек же волевой умеет собраться и достичь результата. Концентрация – это результат!
Я, например, всегда завидовал товарищам - студентам, которые могут себе позволить филонить, не ходить на лекции весь семестр, отдыхать или подрабатывать, но зато за последние три ночи с помощью высочайшей концентрации и железного зада способные выгрызть гранит учебника и добиться результата на экзамене! Конечно, вопрос к качеству такого обучения, но результата такие студенты все-таки достигают!
Дети – еще больше собаки, чем взрослые. Почему очень многие дети слабо учатся и вызывают недовольство учителей и родителей? Не потому, что они глупые. Нет. Дети – умные и способные существа. Проблема таких детей только в одном – во временной неразвитости произвольной концентрации внимания. У них нет еще волевых качеств в нужной степени. Им очень трудно себя заставить делать что-то малоинтересное, не цепляющее их внимание. Вспомните третий класс. Где на уроке находится внимание детей? Верно, на сигналах от мира – разговор с соседом, рисунок на парте, бантик соседки впереди, новая авторучка, птичка за окном, шум за дверью, муха зажужжала… В ряду этих интереснейших событий учитель со своей доской – событие не слишком любопытное.
На что уходит на уроке львиная доля усилий учителей? Вспомнили? На то, чтобы хоть как-то захватить внимание! На то, чтобы хоть как-то быть интересными для детей, хоть как-то стать более важным объектом, чем муха! Каждый педагог пытается это сделать по-своему. Кто-то из учителей находит новые подходы, интересные факты, кто-то устраивает соревнования, кто-то постоянно меняет род заданий, кто-то держит класс на страхе, но если не удается героическими усилиями захватить внимание, урок полностью разваливается… И причина этого слабого внимания, раздражающего родителей и учителей - одна. Из физиологии человека известно, что мозг ребенка формируется в полной мере только к 12 годам. Только к этому времени все отделы мозга уже физиологически не отличаются от мозга взрослого человека. Также как и отделы мозга, отвечающие за волевые качества. Полностью можно спрашивать с ребенка только с 12 лет – к этому времени его личность физиологически уже готова отвечать за свое внимание, поведение, учебу. Спрашивать же с него раньше – это все равно, что спрашивать с собаки, почему она не освоила таблицу логарифмов.
И только в старших классах подростки уже способны задуматься о перспективах и сосредоточить свое внимание на долгосрочной выгоде – профессии, институте, будущем деле. Только тогда они осознают необходимость работы уже сейчас на свое будущее и хоть как-то «берутся за ум» - и все-таки направляют уже сформировавшиеся волевые качества на обучение и сдачу экзаменов. Однако приходиться признать, что далеко не все.
Детям – это еще простительно, но когда мы видим взрослого с концентрацией внимания ребенка, чтобы не сказать, собаки, это разочаровывает. Это говорит только о том, что человек остановился в развитии на ранней стадии, не случилось ему повзрослеть… Это обидно и является признаком того, что потенциал человека остался нереализованным и даже погубленным неумением им воспользоваться. Никакая личная эффективность и успешность невозможна без развитой концентрации внимания!
Тестирование по науке
Вы, наверное, догадываетесь, что психология уже придумала более точные инструменты, взамен тазикам с маслом, для диагностики столь важной психической функции, как внимание. Если вы считаете, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, можете рискнуть. Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.
Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
Методика Мюнстерберга:
бсолнцевтрг щоирайонзшг учновостъъъхэь гчяфактыукэ кзаментрочагщгцкп рокурор гурстабеютеориянто бжеубхамаъхок кейтруицыфцуи гателевизорболджщэ хюэлгщбпамя тьшогеюжпждрегщ кнодвосприят иейцукенго изхъвафыпролдблю бовьавыфп росдспектакл ьячсимтьбюнбю ерадостьвуф циеолджнар одолдждб шйрепорт ажждорлафы вьюефбью конкурсйфныу вскаяпр риличн остьз жэьеюдш щгл оджин эппппрплавание тлжебыпрткомед иящлодкуивотч аяниенфрлньячвтд жхэфтасенл абораториягш дщиуцтррилоснов анияж.
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время – это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
|
|
|
|
|
Оценка результатов.
Концентрация внимания на хорошем уровне – если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.
Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).
- Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.
- Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.
- Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
- Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.
- Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.
Оценка результатов.
Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
Можно ли развить концентрацию?
Практически любое личностное качество подвержено не только деградации, но и развитию. За счет чего возможно развитие и усиление концентрации внимания?
Во-первых, за счет рефлексии. Сам факт осознания этого качества – концентрации внимания, осознания того, что я сам владелец своей энергии внимания и личной силы – поднимает человека на новый уровень. Очень важно видеть, куда именно расходуется ваша энергия. Многие люди могут справедливо возразить, что они не лениться, на диване не лежат, весь день крутятся, как белка в колесе. И это действительно так. Только «кпд» белки в колесе сами понимаете, какое. Чтобы овладеть в жизни на высоком уровне концентрацией внимания необходимо обладать качеством, которое в психологии называется «рефлексией».
Рефлексия – это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению – куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше.
Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:
«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».
Рефлексия - это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью.
Учитесь видеть, куда направлено ваше внимание и ваша энергия!
Время от времени спрашивайте себя самого:
- Что я сейчас делаю?
- Зачем я это делаю?
- Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?
- Я уверен, что это мне надо делать?
- На что сейчас уходит мое время?
- Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?
- Это действительно мне сейчас требуется?
Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого!
Во-вторых, за счет эмоционального равновесия. Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. Полагаю, вы хорошо знаете на себе, что в возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль мешает человеку выполнять даже повседневные дела. Только в уравновешенном состоянии мы полностью способны направлять фокус внимания без потерь на отвлекающие факторы.
Показательный пример – уже упомянутые люди холерического темперамента, как люди с самым высоким уровнем эмоций, концентрируют свое внимание на любых объектах крайне непродолжительное время, с тем, чтобы опять переключиться на очередной объект. Поэтому работать над достижением эмоционального равновесия, снижения эмоционального фона, с помощью приведенных ниже упражнений, я рекомендую холерикам в первую очередь. Это позволит им нивелировать слабые места своего темперамента и лучше использовать сильные (подвижность ума, высокую энергетику, артистизм).
Людям остальных («нормальных») темпераментов тактическое снижение уровня эмоций рекомендуется в особо значимых ситуациях - перед важной беседой, экзаменами, деловыми переговорами, ответственной встречей. Перед такими ситуациями я рекомендую не отвлекаться на настольные журнальчики, разговоры с посторонними и даже на мобильные звонки – вряд ли можно увидеть спортсмена-профессонала, листающего перед матчем глянцевый журнал или весело балагурящего по мобильному. Поведение спортсмена перед матчем – это разминка и внутренняя сосредоточенность. Так и мы, пусть не все спортсмены, но в своем деле, надеюсь – все профессионалы.
Лучше всего сосредоточится на простых, но эффективных упражнениях на эмоциональное равновесие, на увеличение собранности и повышение концентрации внимания. Тогда на самих переговорах ваше мышление и внимание будут работать на все сто процентов и вы проявите все свои лучшие качества. Приведу здесь несколько таких упражнения, а еще дальше вы сможете найти еще ряд упражнений, подходящих для этих целей.
Упражнение «Дыхание». Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения – по обстоятельствам.
Упражнение «Гладь озера». Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью этого озера и медитируете на него, настраиваясь на его спокойствие и безмятежность.
Упражнение «Четки». Старинный восточный способ сосредоточения и устранения беспокоящих мыслей. Не спеша перебираете четки, полностью сосредоточившись на этом занятии, направляя свой фокус внимание только на сам процесс. Слушаете свои ощущения в районе контакта с пальцами и погружаетесь в них, достигая спокойствия и осознанности. Если нет четок, можно их заменить прокручиванием больших пальцев. Скрестите пальцы вместе, как это в задумчивости делают многие люди, и прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе.
Упражнение «Кинолента». На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. Представьте, что вы смотрите видеозапись сегодняшнего (или вчерашнего) дня своей жизни – со стороны, как в кинозале. Вспоминайте во всех мельчайших подробностях, как прошел день. Как встали, что делали утром, готовились к выходу из дома, как вышли, какие были мелкие и значимые события всего дня, с кем и о чем говорили, что было ближе к вечеру. Вспоминайте тщательно и подробно, стараясь не упустить ни одной картинки. Если сейчас вас ждет важная встреча или переговоры, еще раз мысленно прокрутите самые важные, ключевые тезисы и позиции, на которых вы будете строить свою беседу.
Упражнение «Мысленное расслабление». Расположитесь на стуле (кресле) удобно, но по-возможности прямо, опираясь на спинку. Внутренним взором начните просматривать и расслаблять части своего тела, на которое вы направляете свой мысленный фокус внимания. Сначала направьте внимание в самый низ – на ступню правой ноги, останавливаетесь на этой области на несколько секунд, внутренним приказом полностью расслабьте ее, поднимайтесь выше. Далее фиксируете внимание на икроножной области правой ноги, полностью расслабьте. Далее поднимаетесь к области колена, прочувствуйте и расслабьте ее. Еще выше. Далее левую ногу. Потом область половых органов. Область живота. Грудной клетки. И так далее. Не спеша, с минимальным передвижением вверх. Добивайтесь полного последовательного расслабления все областей тела, но еще не падая со стула, минимальный контроль все равно остается. Это хороший способ не только тренировать концентрацию, но и отдохнуть незаметно для окружения. Обычно на это упражнение требуется 5-7 минут.
Упражнение «Сфинкс». При внешней простоте это более трудное упражнение, чем предыдущее. Необходимо находиться на стуле абсолютно спокойно, совершенно неподвижно, не шевелясь, останавливая любые непроизвольные мускульные движения. Состояние расслабленное, напрягаться не требуется. Мысли отпустите, позвольте им также расслабленно приходить и уходить, специально никуда не направляя. Хорошо, если вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут.
Упражнение «Скульптура». Если вы бывали в Европе, то видели на туристских улицах людей в специальной краске, которые работают живыми скульптурами. Часто это актеры, которым развитая концентрация позволяет находиться неподвижно в непростых позах довольно длительное время. Не дай бог работать манекеном, но это полезное упражнение на проверку и развитие произвольной концентрации. Самый простой уровень – обычная прямая поза. Если вы сможете в состоянии полной неподвижности, но в относительно расслабленном комфортном состоянии 10 минут – это хороший результат. Усложните позу – приподнимите руки, наклоните голову, поверните корпус и опять добивайтесь полной неподвижности. Понятно, что чем сложнее поза, тем труднее упражнение и меньше контрольное время. Минус этого упражнения в том, что его можно сделать на людях только один раз – до приезда неотложки.
В-третьих, можно развить концентрацию за счет тренировки внимания. Тренировка развивает не только мышцы физические, но и психические. Интересно, что у тренированного внимания повышается не только сама концентрация, или по-другому говоря, устойчивость внимания, но и, как следствие, такое важное качество, как объем внимания.
Объем внимания – это умение удерживать своим мысленным взором даже не один, а несколько объектов. Этим качеством прославился римский император Гай Юлий Цезарь – он был способен совершать несколько дел одновременно, беседовать, читать сообщения, слушать устные отчеты и отдавать точные распоряжения и принимать ванну, причем без видимой потери качества всех этих процессов. Какая экономия временных ресурсов для руководящего работника!
Высокий объем внимания абсолютно необходим при сложных видах деятельности, где требуется удерживать вниманием несколько объектов одновременно.
Например, вождение автомобиля. Поначалу, когда чайник садиться за руль, ему кажется, что научиться водить машину столь же недостижимо, как научиться управлять звездолетом – столько кнопочек, стрелочек, рычажков, индикаторов, тут еще педали мешают, руль неудобный… А ведь за окнами автомобиля тоже жизнь, грузовики навстречу несутся, старушки под колеса бросаются, мамаши с колясками по переходу норовят проехать, а ведь надо еще и дорогу помнить…
Поэтому начинающего водителя учат осваивать каждое действие отдельно, постепенно и последовательно, пока оно не перейдет в автоматизм, в подсознание. Сначала газ, потом тормоз, сцепление, опять газ, тормоз, сцепление… Пока не перестает путаться. Потом осваиваем коробку передач. Потом попробуем совместить. И так далее, пока действия курсанта не превратятся в прочный навык, а объема внимания будет хватать на все одновременно. Вот тогда его допустят до улицы, и только через несколько месяцев начинающий водитель перестанет потеть, освободится от стресса и научится получать удовольствие за рулем. Может быть.
К сожалению, человек с ограниченным объемом внимания похож на человека с ограниченными возможностями, вряд ли он станет хорошим водителем. А вот Гай Юлий Цезарь с его мастерством стал бы отличным водителем уже на третий день обучения и попросился бы уже за руль боевого самолета.
Также, хороший оратор обязан иметь высокий объем концентрации внимания – и в этом его сила тоже! На моих тренингах по ораторскому мастерству участники постепенно приходят к удерживанию в объеме внимания всех параметров речи – энергетики, силы голоса, взгляда, дикции, темпа, пауз, жестикуляции, строения предложений, а еще необходимо контролировать содержание, и структуру речи, и состояние аудитории... А кому легко? – говорю я им, – тяжело в учении, легко в зоне поражения…
Комментариев нет:
Отправить комментарий