воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013. Материал взят из блога "По уши в ГИА!"


Обновление от 21.11.2012

Напоминаю, что в 2013 году произошли изменения в части С2 экзаменационного теста. 

До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один.

! В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. 

Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась. 

В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. 

В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. 

Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.




Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.


Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделитеключевые слова.


Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:
  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания
  • выразить своё отношение к ней.


Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:


  • автор анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • сопоставляет
  • противопоставляет
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • подчёркивает
  • ссылается на...
  • останавливается на ...
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что ...
  • и т.д.


Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:


  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с ...
  • вынужден согласиться с ...
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что ...
  • и т.д.



Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. 

Можно применить цитированиенапример:

        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитированиянапример:


Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

или:

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:


        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.


Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.


Шаг 4. Пишем основную часть



Основную часть можно начать следующими фразами:


Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 


Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:





Таким образом, общие требования к аргументам таковы:


  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. 

В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно. 



Например: 

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).



Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.


При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.



Шаг 5. Пишем заключение


В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.



Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.



Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:


1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.


Каждую часть начинаем с красной строки.  

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

! За отсутствие абзацев снимают баллы.




При написании данной статьи были использованы материалы из следующих источников:

  • сайт "Капканы ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
  • дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
  • "ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.
          • http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html#more

1 комментарий:

  1. Как здорово написано статья. Читается легко на одном дыхании. http://hh.ua/

    ОтветитьУдалить