четверг, 30 августа 2012 г.

Анализ эпического произведения


Необязательно соблюдать строгую последовательность приведенных здесь пунктов, но каждый из них, в зависимости от специфики произведения, должен быть вами аргументирован и при необходимости раскрыт. Если что-то вам неизвестно, не расстраивайтесь, раскройте полнее другие пункты.
  1. 1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
  2. Жанровое своеобразие произведения:
    1. крупная или малая эпическая форма;
    2. характеристика вида произведения: рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея и т.д.;
    3. характеристика жанра произведения:
    например, рассказ - приключенческий, исторический, фантастический, детективный, психологический, утопический и т.п.
  3. Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения (если это рассказ, то эпизод, возможно, будет только один; то же касается пунктов 5 и 6).
  4. Система персонажей: главные, заглавные, второстепенные; характеристика персонажей по другим критериям, соответствующим авторскому замыслу.
  5. Тематика произведения. Ведущие темы. Ключевые образы и эпизоды, помогающие раскрыть тематику произведения.
  6. Проблематика произведения. Ведущие проблемы, ключевые образы и эпизоды, в которых они особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
  7. Композиция произведения:
    1. наличие эпиграфов, посвящений, прологов, эпилогов и их художественное значение;
    2. основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция2, развитие действия, кульминация3, развязка4;
    3. наличие вставных элементов ("рассказ в рассказе"), отступлений и т.д.; открытый финал и его художественное значение; рассказ от первого лица, сочетание рассказа от первого лица с авторским повествованием, "цепь рассказов" и др.
  8. Характеристика интриги и конфликта5. Связь развития конфликта с композицией6 произведения (см. элементы сюжета).
  9. Особенности авторского повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров) и их идейно-эстетическое значение; особенности языка писателя, наличие и значение художественных приемов (тропов: метафор, эпитетов, гипербол, литот, сравнений; антитезы, гротеска7 и т.д.); ведущие способы создания художественных образов; художественное выражение авторской позиции.
  10. Идея (идейный смысл) произведения, читательская интерпретация авторского замысла.
  11. Смысл названия произведения.
  12. Место произведения в творческом наследии автора.
Обратите внимание! Если вы строго не разбираетесь в значении того или иного термина или вам непонятен тот или иной пункт, обратитесь к справочной литературе. Если ответа вы так и не нашли, лучше вовсе не касайтесь этого вопроса: это предпочтительней, чем явная демонстрация вашего незнания.

  1. Эта же программа анализа применима и к роману, только каждый пункт предполагает большую развернутость.
  2. Экспозиция - элемент сюжета литературного произведения, цель которого - ввести читателя в курс происходящего, рассказать о предыстории событий и героев.
  3. Кульминация - элемент сюжета литературного произведения, эпизод, в котором сильнее всего обостряется конфликт; высшая точка эмоционального напряжения в произведении.
  4. Развязка - элемент сюжета литературного произведения, эпизод, в котором конфликт разрешается.
  5. Конфликт в литературном произведении - это противоречия в жизненных позициях, мнениях, взглядах; рассмотрение этих противоречий положено в основу данного произведения.
  6. Композиция - структура, построение произведения. Композиции посвящена специальная тема настоящего курса.
  7. Гротеск - художественный прием, при котором в изображаемом предмете смешиваются смешные и ужасные черты, например, образ Черномора в поэме Пушкина "Руслан и Людмила" является гротескным; частным случаем гротеска является смешение человеческих и животных черт. Гротеск - один из способов воплощения авторского иронического взгляда на предмет изображения.

Рекомендации к теме теория >>

При изучении темы 5 Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • А.Пушкин. Повести "Дубровский", "Метель"
  • Н.Гоголь. Повести "Ночь перед рождеством", "Тарас Бульба", "Шинель", "Невский проспект".
  • И.С.Тургенев. Повесть "Дворянское гнездо"; "Записки охотника" (2-3 рассказа по выбору); рассказ "Ася"
  • Н.С.Лесков. Рассказы "Левша", "Тупейный художник"
  • Л.Н.Толстой. Рассказы "После бала", "Смерть Ивана Ильича"
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки "Премудрый пескарь", "Богатырь", "Медведь на воеводстве"
  • А.П.Чехов. Рассказы "Попрыгунья", "Ионыч", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Палата номер шесть", "В овраге"; другие рассказы по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Рассказы и повести "Господин из Сан-Франциско", "Суходол", "Легкое дыханье", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи" А.И.Куприн. Повесть "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет"
  • М.Горький. Рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Челкаш"; сборник "Несвоевременные мысли"
  • А.Н.Толстой. Повесть "Гадюка"
  • М.Шолохов. Рассказы "Родинка", "Чужая кровь", "Судьба человека";
  • М.Зощенко. Рассказы "Аристократка", "Обезьяний язык", "Любовь" и другие по вашему выбору
  • А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"
  • В.Шукшин. Рассказы "Верую!", "Сапожки", "Космос, нервная система и шмат сала", "Миль пардон, мадам!", "Забуксовал"
Прежде чем выполнять задание 6, обратитесь к словарю и установите точное значение понятия, с которым вам предстоит работать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий