Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с
Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было
слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что
Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не
хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за
столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю
на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и
она не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6) Корольков лежал у себя в
комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в
грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и
они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с
матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они
зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (11) Отворилась дверь, и вошла
Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…………………………………………………………………………
–(19)Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали………………………………………………………………………
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает…………………………………………………………………….
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка………………………………………………………………………………………………
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?......................................................................
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
– (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…………………………………………………………………………
–(19)Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали………………………………………………………………………
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает…………………………………………………………………….
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка………………………………………………………………………………………………
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?......................................................................
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
(По В.С. Токаревой)
*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) – русский прозаик и
сценарист.
А1.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»
1 Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления
праздничного стола, а дочь это не оценила.
2 Матери не нравится, как одевается Оксана.
3 Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4 Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный
стол.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать»
(предложение 3).
1 пользоваться моментом
2 изобличать
3 принимать
4 понимать
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1 Чего она мне нервы мотает?
2 По дому плавали запахи и крики.
3 Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили
тяжёлый булыжник.
4 Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле
«ретро», или, как она называла, «ретруха».
А4. Укажите ошибочное суждение.
1 В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
2 В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
3 В слове ХЛЕБ последний звук [п].
4 В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1 голодала
2 заплесневеет
3 осложнения
4 положили
А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного
звука?
1 разговариваешь
2 отворилась
3 поднимет
4 сделать
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется
НН»?
1 ванной
2 длинной
3 пущенная
4 именно
В1. Замените
просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
В2.. Замените
словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе
управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся
словосочетание.
В3. Выпишите
грамматическую основу предложения 41.
В4. Среди
предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
В5. В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4)«ретруха».
– Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4)«ретруха».
– Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
В6. Укажите
количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
В7. В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.
А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.
В8. Среди
предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
В9. Среди
предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной
связью. Напишите номер этого предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий