суббота, 3 марта 2012 г.

В1 - ГИА 2012 - русский язык














Задание В1. Знание вопросов раздела «Лексика»


Для успешного выполнения тестов ГИА по этой теме следует иметь понятия:
  •  синоним;
  • стилистически нейтральный синоним;
  • фразеологизм;
  • устойчивое словосочетание.
Рассмотрим ПЕРВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ
§  Заменить слово … в предложении № … синонимом. Напишите этот синоним.
Алгоритм решения данного задания:
1.    Вспомнить, что такое синоним. 
Синоним – близкое по значению слово.
Например:  храбрый – смелый, решительный, мужественный. 
2.    Прочитать предложение, в котором необходимо заменить слово синонимом, вдуматься в его содержание.
3.    Дать лексическое значение слову  (описательное).
4.    Заменить данное слово в предложении на найденный синоним (впишется ли оно в окружение слов).
5.    Если да, записываем его в бланк ответов.


В1. Замените слово  ВЫСТАВЛЯЛИ  в данном предложении синонимом. Напишите этот синоним.
Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода.
Рассуждаем:
1.    Синоним – близкое по значению слово. Сразу вспомнить близкое по значению слово к слову ВЫСТАВЛЯЛИ не получается.
   Вдумываемся в содержание предложения. Что значит выставлять на улицу свою собаку?  Может быть, поставить собаку на улице около дома? Возникает вопрос зачем? Чтобы она зарабатывала таким образом доход (деньги)? Но это абсурд. Собака (читаем предложение!) больше не может приносить потомство, т. е. щенят, которых можно продавать! А раз она не может приносить пользу (доход!), значит, она людям больше не нужна! Значит, кормить её больше не за что и незачем! Вывод: куда её девать? Выгнать на улицу, пусть добывает пищу сама.
2.    Пытаемся дать лексическое значение: выставить – выгнать.
3.    Заменяем: Я знаю людей, которые выгоняли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода. Подобранное слово вписалось в предложение, не изменив его смысла.
4.    Слово ВЫГОНЯЛИ записываем в бланк ответа.


Рассмотрим ВТОРОЙ ТИП ЗАДАНИЙ
§  Замените слово… из предложения № … стилистически нейтральным синонимом  (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
Алгоритм решения данного задания:
1.    Вспомнить, что такое стилистически нейтральный синоним. 
Стилистические синонимы - это слова, соотносящиеся  по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. 
Например: кусок – отрывок - фрагмент
кусок фильма (кусок - жаргонное слово), отрывок фильма (отрывок - нейтральное слово), фрагмент фильма (фрагмент - книжное слово). То или иное слово мы определяем как стилистический синоним при сопоставлении с соответствующим стилистически нейтральным словом, поэтому в каждой паре стилистических синонимов или в ряду непременно будет слово стилистически нейтральное.
2.    Прочитать предложение, в котором необходимо заменить слово на стилистически нейтральный синоним, вдуматься в его принадлежность какой-либо сфере употребления: жаргонной,  разговорной, книжной, нейтральной.
3.    Составить стилистический ряд синонимов.
4.    Выбрать из полученного ряда нейтральный синоним.
5.    Записать стилистически нейтральный синоним в бланк ответов.


В1.   Замените слово ПОДУРАЧИТЬ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; - вспомни – мы были когда-то друзьями…
Рассуждаем:
1.    Стилистические синонимы - это слова, соотносящиеся по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. 
2.    Вдумываемся в содержание предложения. Что значит слово ПОДУРАЧИТЬ? От какого слова образовано? В какой сфере такое слово употребляется? РАЗГОВОРНОЙ!
3.    Пытаемся составить стилистический ряд синонимов: подурачить – разговорный, книжный - позабавиться , нейтральный - разыграть
Заменяем: Тебе не удалось меня разыграть, и моё самолюбие удовлетворено; - вспомни – мы были когда-то друзьями… 
4.    Подобранное слово вписалось в предложение, не изменив его смысла.
5.    Слово разыграть записываем в бланк ответа.


Рассмотрим ТРЕТИЙ ТИП ЗАДАНИЙ
§  Замените стилистически окрашенный фразеологизм …. в предложении № … нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
Алгоритм решения данного задания:
1.    Вспомнить, что такое фразеологизм. 
Фразеологизм, или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.
Например: поставить на ноги:
·        вылечить, избавить от болезни.
·        вырастить, воспитать, довести до самостоятельности.
·        укрепить экономически, материально. 
2.    Прочитать предложение, в котором необходимо заменить фразеологизм на стилистически нейтральный синоним, вдуматься в лексическое значение каждого слова, входящего во фразеологизм.
3.    Попытаться дать толкование фразеологизму (если значение не знаете!). Помните, что фразеологизм выполняет функцию отдельной (одной!) словарной единицы!!!
4.    Записать стилистически нейтральный синоним в бланк ответов.


В1. Замените фразеологизм ОСКОМИНУ НАБИЛА из предложения: "Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому" - стилистически нейтральным словом-синонимом. Запишите этот синоним. 
Рассуждаем:
1.    Фразеологизм – устойчивое словосочетание, которое можно заменить одним с
2.    Вдумываемся в содержание предложения. Что такое ОСКОМИНА? В разговоре встречается выражение: Черёмуха оскомину набила. Что происходит, когда едим черёмуху? Вяжет во рту! Что значит вяжет? Создается вяжущее ощущение во рту после кислых ягод. Нравится? Нет! Будете продолжать есть? Нет! Почему? Надоело это ощущение!
3.    Пытаемся понять полученное значение слова ОСКОМИНА в данном предложении. Заменяем: "Наверное, надоела  фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому". Подобранное слово вписалось в предложение, не изменив его смысла.
4.       Слово надоела  записываем в бланк ответа.


Упражнения на закрепление В1 - ЗДЕСЬ!


file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/User/Рабочий%20стол/ГИА-9кл.рус/В1-ГИА.mht

Комментариев нет:

Отправить комментарий