Логические ошибки
Нарушения в
последовательности или соразмерности частей сочинения.
Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
Утверждение взаимоисключающих суждений.
Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
Повторение мыслей.
Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.
Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
Утверждение взаимоисключающих суждений.
Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
Повторение мыслей.
Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.
Примеры характерных ошибок
1. Дикой – самодур, которым руководит только тупое упрямство и произвол. – Произвол не может руководить человеком, то есть его действиями и устремлениями. Произвол в данном случае – это своеволие, самовластие. Можно сказать, что Дикой действует по произволу, творит произвол.
2. Мировая промышленность производит много химических отходов. – Очевидно, что отходы – это не продукт производства. Предлагаемые варианты исправления: Мировая промышленность засоряет окружающую среду большим количеством химических отходов. // Владельцы промышленных предприятий не заботятся об утилизации вредных отходов производства.
3. Верблюды идут в сторону горизонта. – Поскольку слово Горизонт употреблено здесь в значении "линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью", то нелепость фразы очевидна: горизонт не располагается в какой-то одной стороне. Предлагаемый вариант исправления: Верблюды идут вдаль.
4. Помещики живут за счет денег, отобранных у крестьян. – Любой человек, знакомый с нашей историей, понимает, что помещики не буквально отбирал деньги у крестьян, а жили за счет барщины или оброка. Предлагаемый вариант исправления: Помещики живут за счет труда крестьян.
5. Автор отрывка из мемуаров… – Естественно, нужно сказать: автор мемуаров. Человек не может быть автором отрывка из своего же произведения.
6. У Шаляпина было не только актерское дарование, он и прекрасно пел! – Причина этой ошибки – невежество девятиклассника, который не знает о том, что Шаляпин в первую очередь всё-таки певец, а не актёр, и о нём говорили как о певце с талантом актёра. Предлагаемый вариант исправления: Шаляпин не только прекрасно пел, но и был великолепным актером.
1. Дикой – самодур, которым руководит только тупое упрямство и произвол. – Произвол не может руководить человеком, то есть его действиями и устремлениями. Произвол в данном случае – это своеволие, самовластие. Можно сказать, что Дикой действует по произволу, творит произвол.
2. Мировая промышленность производит много химических отходов. – Очевидно, что отходы – это не продукт производства. Предлагаемые варианты исправления: Мировая промышленность засоряет окружающую среду большим количеством химических отходов. // Владельцы промышленных предприятий не заботятся об утилизации вредных отходов производства.
3. Верблюды идут в сторону горизонта. – Поскольку слово Горизонт употреблено здесь в значении "линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью", то нелепость фразы очевидна: горизонт не располагается в какой-то одной стороне. Предлагаемый вариант исправления: Верблюды идут вдаль.
4. Помещики живут за счет денег, отобранных у крестьян. – Любой человек, знакомый с нашей историей, понимает, что помещики не буквально отбирал деньги у крестьян, а жили за счет барщины или оброка. Предлагаемый вариант исправления: Помещики живут за счет труда крестьян.
5. Автор отрывка из мемуаров… – Естественно, нужно сказать: автор мемуаров. Человек не может быть автором отрывка из своего же произведения.
6. У Шаляпина было не только актерское дарование, он и прекрасно пел! – Причина этой ошибки – невежество девятиклассника, который не знает о том, что Шаляпин в первую очередь всё-таки певец, а не актёр, и о нём говорили как о певце с талантом актёра. Предлагаемый вариант исправления: Шаляпин не только прекрасно пел, но и был великолепным актером.
В отдельную группу логических ошибок следует
выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями
требований к последовательности и смысловой связности изложения.
Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения
и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала
логическая связь с основной частью изложения или эта связь была очень слабо
выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;
сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части
работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме сведения,
загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда
была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и
утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была
неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы (концовка) не служило выводом
из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным
текстом.
Ошибки
в построении текста
Текст представляет собой группу тесно
взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну
микротему. Текст имеет, как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли,
формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение
итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой,
но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов
возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от
единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть
некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна.
А. Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим
указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных
словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким
образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая
ошибка.
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла
к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над
крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль»
имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным
типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу
Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре
предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая
ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы,
сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный
вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование
вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит
сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой
любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Источник: Интернет
Комментариев нет:
Отправить комментарий